ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Концепция модернизации Российского образования ставит перед школой главную задачу: направить образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и
на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования».
Дополнительное образование в школе выполняет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика программ дополнительного образования состоит в том, что они
созданы на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности. Она является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного,
спортивного и интеллектуального развития.
Содержание учебного плана соответствует статусу образовательного учреждения, способствует созданию единой образовательной среды, формирующей ключевые образовательные компетенции обучающихся.
Учебный план отражает выполнение необходимых требований, предъявляемых к дополнительному образованию в образовательных учреждениях в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Учебный план дополнительного образования МБОУ СОШ №6 обеспечивает реализацию дополнительных образовательных программ по различным направленностям, фиксирует объём
дополнительной нагрузки обучающихся, распределяет время занятий.
Программы дополнительного образования предлагаются детям по выбору, в соответствии с их природными склонностями, способностями и интересами. Набор учебных объединений дополнительного образования
определяется запросами обучающихся, их родителями, творческим потенциалом педагогов и имеющимися в школе возможностями.
Приоритетные принципы организации дополнительного образования
:
-
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; - Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- Единство обучения, воспитания, развития;
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Цель дополнительного образования:
выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей базовыми знаниями, ориентированной на
высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем к осознанному выбору своей гражданской позиции.
Дополнительное образование должно обеспечить ситуацию успеха каждому ученику; содействовать самореализации личности ребенка, создавать равные стартовые возможности и
предоставлять варианты для поиска индивидуального образовательного пути для каждого обучающегося. Детям предоставляются возможности: сочетать различные направления и формы занятий (со стороны
ребенка); переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню развития).
В целях эффективной организации дополнительного образования осуществляется использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, технология
дифференцированного и индивидуального подхода, информационно-коммуникационные технологии, технология использования игровых методов, проект-технологии, проблемное обучение, педагогика
сотрудничества.
Деятельность центра дополнительного образования направлена на решение следующих задач:
обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
•
развитие мотивации личности к
познанию и творчеству;
•
формирование общей культуры
личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
•
организация содержательного
досуга;
•
воспитание гражданственности и
любви к Родине;
•
обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6,6 до 18 лет.
Программы дополнительного образования МБОУ СОШ №6 адаптированы, соответствуют требованиям к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования
и науки РФ от 11 декабря 2006 года № 06 – 1844, Постановление Администрации г. Ноябрьска от 09.06.2014 №П-601). Все программы рассмотрены на методическом объединении педагогов дополнительного
образования, протокол № 1 от 29 августа 2015 года. Согласованы с заместителем директора по ВР Городиской О.А. от 30.08.2015г, утверждены директором школы Ю.Г. Садовской от 31.08.2015 года, приказ
№ 495 – од.
Деятельность Центра дополнительного образования детей МБОУ СОШ №6 осуществляется согласно Уставу МБОУ СОШ №6, лицензии (№2226 от 22.12.2014г.) на право ведения образовательной
деятельности, Положению о Центре дополнительного образования, Программе развития школы до 2018г., а также концепции воспитательной системы школы. Учебный процесс дополнительного образования МБОУ
СОШ №6 организован в соответствии с комплексом нормативно-правовых документов по вопросам дополнительного образования детей.
Стратегической целью Центра дополнительного образования является представление ребенку возможности развития, профессиональной ориентации, оздоровления и социализации.
1.
Направление «Художественное».
Программы:
- «Юный художник»
- «Волшебная кисточка»
- «Театр как средство воспитания»
- «Самоцветы»
- «Улыбнись и пой»
2.
Направление
«Физкультурно-спортивное».
Программы:
-
«Меткий стрелок» - «Юный стрелок»
3.
Направление
«Техническое».
Программа:
- «Конструирование самоходной техники»
- «Легоконструирование»
4.
Направление
«
Социально-педагогическое».
Программы:
- «Юный инспектор дорожного движения»
- «Дружина юных пожарных»
- «Изучение родного (татарского) языка»
- Школьное научное общество «Эврика»
- «Предшкольная подготовка»
- «Английский язык»
5.
Направление
«Естественнонаучное».
Программы:
- «Программа по работе с одаренными детьми по математике»
- «Программа по физике ЗФМШ при МФТИ»
Организация занятий по направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие школьника. Дополнительное образование осуществляется в первой половине дня для учащихся второй смены, а во второй половине дня для учащихся первой смены. Часы, отведённые
на занятия дополнительным образованием, учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, и являются обязательными для финансирования.
Главным средством дополнительного образования в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными
отношениями. Управление процессами развития личности необходимо осуществлять через диалогические методы общения, совместный поиск решений, создание воспитывающих ситуаций, разнообразную
творческую деятельность. Фактическая деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях должна быть направлена на выявление и развитие всех сущностных сил подростка,
внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию («Юный художник», «Театр как средство воспитания», «Самоцветы», «Волшебная кисточка», «Улыбнись
и пой»). Без развитого самосознания не может быть развитой личности.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, добиться успеха, самореализоваться и на
этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей; способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время;
создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и их сплочения, формирует корпоративный дух «своей школы», чувство гордости за нее.
Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивация , это способствует формированию индивидуальной свободы.
//